Как раньше?
Для начала стоит углубиться в историю, чтобы понять, как операторы богатели за счет абонентов.


Заплати налоги и...
В середине 90-х годов мобильные операторы указывали цены в долларах и без учета налога на добавленную стоимость (НДС), составлявшего 20%. В столице ими был дополнительно введен еще и налог с продаж (НП), составлявший 5%. То есть, чтобы получить реальную сумму, абоненту следовало перевести свой тариф из "вечно зеленых" в рубли и к результату добавить еще четверть стоимости! В 2004 году НДС снизился до 18%, а НП был отменен. С 2006 г. все тарифы стали указываться с учетом НДС.

непредвиденные изменения
В конце тех же самых 90-х один из начинающих игроков, чтобы потеснить конкурентов, предложил своим клиентам отправлять СМС бесплатно. Осенью 2000 года, когда оператор нарастил абонентскую базу, компания не предоставляла бесплатные сообщения в своих новых тарифах, а чуть позже, задним числом, подкорректировала и те, что были в архиве - теперь за СМС платили все.

секундочку!
На заре 2000-х этот же мобильный оператор придумал еще один оригинальный способ выглядеть привлекательнее соперников. Входящие и исходящие вызовы продолжительностью до 9 секунд у него не тарифицировались. У конкурентов на тот момент порог составлял лишь 6 секунд. В 2006 г. за регулирование этого вопроса взялось Министерство информации и связи. В подготовленных чиновниками "Правил оказания услуг подвижной связи" (Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. №328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи") значился запрет на тарификацию вызовов продолжительностью до 3 секунд. Сотовые операторы с удовольствием исполнили это требование и снизили неоплачиваемый порог до 3 секу

бесплатны ли входящие?
В середине 2006 года входящие звонки с городского телефона на сотовый стали бесплатными. Мириться с такими потерями операторы не собирались, и в итоге "Мегафон", МТС и "Биллайн" ввели плату за соединение (ПЗС) - она составляла 30-50 копеек. Эта мера не понравилась Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минсвязи - ведомства решили, что ПЗС незаконна. Плата была отменена, однако операторы компенсировали потери повышением стоимости первой минуты разговора и отменой посекундной тарификации.

у.е или не у.е.?
Тогда же, в 2006г., "игроки большой тройки" наконец перевели цены из долларов и условных единиц в рубли. Причем если один из них осуществил конвертацию тарифов по текущему курсу Центробанка, то два других взяли средний курс за шесть месяцев - он составил 28 рублей 70 копеек. Казалось бы, ничего особенного, только вот реальный курс Центробанка на тот момент составлял 26,9 рублей.

наше время
Как мы видим, с момента зарождения сотовой связи в России операторы так или иначе пытались облегчить кошелек абонентов. Однако прогресс движется семимильными шагами - и наивные шесть секунд или ПЗС уже давно минувших дней. Сегодня "игроки большой тройки" - да и не только они- изобрели новые методы "разорения" клиентов.

мелкий шрифт и звездочки
Пресловутый мелкий шрифт, сноски и "звездочки", которые мы с вами, что греха таить, читать ленимся, заключают в себе массу неприятных сюрпризов. Например, пункт договора, согласно которому оператор вправе предоставлять абоненту услуги даже при наличии у последнего нулевого баланса. Представим, что остаток на вашем счету равен 10 рублям. И сим- картой вы пока не пользуетесь, но при этом подписаны на какую-нибудь услугу, стоимость которой 50 рублей в месяц. Казалось бы, оператору не выгодно работать "в минус", но именно это он и делает - и теперь вы уже должны сотовой компании 40 рублей. Вроде небольшие деньги, а если услуг несколько? И тариф с абонентской платой? В общем, незаметно для себя задолжать оператору несколько сотен, а то и тысяч рублей совсем несложно. А узнать об этом вы можете абсолютно внезапно. Например, когда принесут повестку в суд - оператор вправе взыскать с вас долги при помощи компетентных органов.

Что делать?
Совет один и на все времена: внимательно читать договор, не пропуская не одной сноски, ни одного уточнения, написанного мелким шрифтом. Если же неприятность все-таки сучилась, можно попробовать подать жалобу в Роскомнадзор, но при этом не в вашу пользу будет играть то, что договор подписан вами добровольно.

Навязанные платные услуги
Как показал опрос людей, в ситуации, когда им подключали ненужные сервисы и при этом снимали со счета деньги, оказывались почти 80%. Вот, например, одна история: Сотовый оператор подключил услугу "гудок", о чем выслал смс. Однако человек в это время был за границей, и смс не получил. Оператор снимал со счета деньги за совершенно ненужную услугу, о которой тот и не подозревал. Правда открылась случайно - в поисках телефона молодой человек позвонил сам себе и услышал странную мелодию. Деньги за навязанный сервис оператор не вернул, мотивируя это тем, что абонент не отказался от него сразу после подключения!
Эта история похожа на нашумевшее (Дело "Привет"): в конце 2010 года Арбитражный суд Краснодарского края вынес решение, согласно которому сотовый оператор "Биллайн" был привлечен к административной ответственности и штрафу в 30 тысяч рублей. Причиной тому поступила жалоба абонента в краевое управление Роскомнадзора, в которой он просил рассмотреть вопрос о подключении его отцу услуги "Привет" (замена гудков ожидания на мелодии или шутки). Данную услугу абонент у оператора связи не заказывал и долгое время о ней вообще не знал - а оператор тем временем исправно снимал денежки со счета. В Роскомнадзоре расценили это как навязывание абоненту без его согласия дополнительной платной услуги, что противоречит правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства №328 от 25 мая 2005 года.

Что делать?
Жаловаться в Роскомнадзор. Единственная проблема заключается в том, что зачастую ради того, чтобы вернуть несколько сотен пропавших рублей, приходится собрать кучу бумаг и обойти не одну инстанцию. Поэтому абоненты предпочитают закрыть глаза на "вольности" операторов. Последние же с успехом этим пользуются: например, по данным, размещенным на сайте amobile.ru, у МТС сейчас 70млн. абонентов. Несложно подсчитать, что подключив каждого к платной услуге, стоимость которой составляет, к примеру, символические 40 рублей в месяц, компания увеличит свой доход на 2 миллиарда 800 миллионов рублей. И это за один месяц!

Старые долги
Согласитесь,от потери сим-карты никто не застрахован. Только вот операторы делают вид, что такого не случается и продолжают указывать услуги. В результате абонент становится должником. Подключившись заново, абонент обнаруживает, что баланс со счета стремительно "худеет" - сотовая компания, сличив данные паспорта и идентифицировав его как должника, снимает в счет погашения долга деньги с новой сим-карты.